Социальные системы.
Путь деградации и упрощения преследует биологические системы на всем протяжении развития независимо от уровня. Вероятность выбора биологической системой стратегии упрощения возрастает в условиях избытка энергии. Информационные системы получают значительное преимущество перед биологическими. Анергетические явления информационного массива, темпы накопления которого у информационных систем значительно выше, чем у биологических, обеспечивают условия энергетического избытка для элементов информационных систем. Это предполагает, с одной стороны, значительно более благоприятные условия существования, но в то же время и высокую вероятность деградации.
Отличительная особенность линии развития человека заключается в том, что он всегда шел по пути усложнения и избежал тенденций деградации. Развитие такой информационной системы, как стадо приматов, предков человеческого рода, шло по направлению расширения информационных каналов.
Развитие социальных систем неизбежно переживает две эпохи.
Первая эпоха развития социальных систем обусловлена стремлением человечества к увеличению своего энергетического потенциала. На этом этапе человечество продолжает традиции животного этапа развития. Информационное развитие осуществляется по мере необходимости удовлетворения потребности в энергии. Энергетический дефицит продолжает давить на человека.
Вторая эпоха развития социальных систем обусловлена осознанием человеком ценности информации, и стратегия развития строится на накоплении информации. Этот период характерен избытком энергии в силу уменьшения потребности человека и рационального использования им энергии.
Основными вехами развития социальной системы из информационной являются следующие события.
1. Освоение обмена информацией с окружающей средой. Человек единственный среди информационных систем строит стратегию своего развития на использовании предметов окружающей среды как способа хранения информации. Таким образом, отличие социальной системы от информационной заключается в том, что элементами социальной системы становятся не только биологические, но и абиотические системы.
2. Развитие органов выдачи информации. Выдача информации осуществляется всеми биологическими системами. Но человек обладает наиболее совершенными способами осуществления этого процесса.
3. Развитие письменности как специфической формы хранения и передачи информации с помощью предметов окружающей среды.
4. Освоение электромагнитных способов для передачи информации.
5. Развитие способов переработки и хранения информации посредством предметов окружающей среды.
6. Формирование самостоятельной, параллельной системы передачи, хранения и переработки информации.
Социальные системы, также как и все известные в природе системы, подлежат измерению в двух аспектах. Они обладают пространством и временем жизни.
Как система, общество подчиняется законам природы, испытывает на себе воздействие окружающей среды и в зависимости от своего внутреннего состояния так или иначе реагирует на эти воздействия.
Как и все реальные системы, общество существует в пространстве и времени и представляет собой единство энергии и информации. Эти обстоятельства соответствующим образом отражаются на свойствах системы. В частности, по мере того как возрастает интеллектуальный потенциал социальной системы, меняются ее свойства и реакции на воздействие окружающей среды, изменяются отношения внутри общества.
Закономерности появления, развития и исчезновении общества полностью адекватны законам прочих материальных систем. Но есть, конечно, и свои особенности, содержащиеся в социальной сущности.
В отличие от всех систем, общество принадлежит к классу биологических систем, т. е. представляет собой большой класс живых систем.
Внутри этого класса, социальная система отличается ярко выраженной информационной сущностью и с полным правом относится к группе информационных систем.
Среди информационных систем она выделяется по способу хранения и передачи информации.
Таким образом, общность людей - социальная система - обладает не только схожестью с другими системами, но и индивидуальными особенностями. Поэтому в законодательной и исполнительной деятельности необходимо учитывать, что процесс принятия и исполнения законов есть не что иное, как процесс практического конструирования и управления социальными системами, требующий не только общесистемных знаний, но и навыков определения и различия реальных явлений и событий.
|