ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Выдача информации.
Становление человека проходило очень длительный промежуток времени. И начиналось с того момента, когда человек стал стадным животным. Стадным может стать только животное с высокой организацией нервной системы. Для существования в стаде необходимо иметь способность не только принимать и перерабатывать информацию, но также периодически ее выдавать. В противном случае теряется смысл стадного существования. Стадо формируется ради того, чтобы минимизировать вероятность неожиданного нападения врага. И если один член стада замечает опасность и оповещает об этом всех остальных, то в этом случае срабатывает эффект стада.
Информация об опасности дает экономию энергии в форме предотвращения гибели члена стада.
Многие виды животных обладают развитой информационной системой. Но принцип работы этих систем основан на способности каждого индивидуума воспринимать информацию. То есть, основной стратегией развития животных является развитие органов восприятия информации. На этом принципе построено большинство информационных систем в животном мире. Но это бесперспективный путь, поскольку информационные каналы обладают ограниченной мощностью. Это вроде однопутной железной дороги.
Слабое развитие органов передачи информации обрекает вид на использование воспринимаемой информация с высокой степенью неопределенности, что также является ограничением мощности информационного канала. Природа нашла другой выход. У человека стали развиваться органы выдачи информации. Появилась и развивалась речь.
Для выдачи информации необходимо иметь не только органы приема и переработки информации, но и управляемые органы звука.
Толчком к развитию речевого аппарата явилось существование в условиях леса. В этих условиях хорошее зрение становиться недостаточным для выживания. Поэтому лесные дикие люди вынуждены были развивать органы звука. Это приспособление к условиям окружающей среды стало решающим в выделении человека из среды животных.
Дальнейшее развитие речи происходит у охотников. Собиратель мог только синтезировать звуки. А для речи необходимо развитое абстрактное мышление. Охота способствует развитию абстрактного мышления. Поэтому первыми обладателями речи стали охотники.
По мере развития абстрактного мышления наблюдается развитие речи. Однако завершающее формирование речевого аппарата произошло на стадии земледелия.
Выделение человека из животной среды не связано с освоением того или иного приспособления или качества. Эволюционное развитие не укладывается в рамки дискретных представлений. Процесс выделения человека из животной среды происходил очень длительный временной период, через смену многих тысяч поколений. Сопровождался поочередным развитием приспособлений и органов. Но основным отличием человека от животного была именно направленность на развитие способности выдавать информацию. Вместе с развитием этой способности происходило усиление социальной системы и выделение человека из окружающей среды.
Сам факт появления внешних информационных связей создал огромные преимущества социальным системам перед биологическими. Увеличение информационного содержания системы позволило ей существовать с меньшим расходом энергии. В условиях же борьбы за сферу обитания эта возможность дает неоспоримые преимущества.
Таким образом проявление информационных свойств дает социальной системе неоспоримые преимущества в борьбе за выживание и развитие. Информационная деятельность не увеличивает объем энергетического обмена системы со средой. Но она позволяет уменьшить потребность системы в энергии, она позволяет добиваться лучших результатов с меньшим расходом энергии.
С появлением речи социальная система стала значительно прочнее. Информация не только воспринималась, но уже и выдавалась более насыщенно. Активная информационная деятельность побуждала человека к дальнейшему развитию.
|