Развитие информационного обмена в обществе.
Если все информационные системы организовывались по принципу восприятия информации, то социальная система строится не только на восприятии, но и передаче информации. А это означает значительное развитие мощности информационного канала.
Нетрудно заметить, что развитие социальной системы тесно связано именно с появлением и развитием средств передачи и обработки информации. Экономические успехи человечества являются прямым следствием развития информационных каналов. Так, например, само выделение человека из животной среды мы связываем с появлением и развитием у него речевых способностей.
Следующим этапом развития человечества стало появление и развитие письменности. Это и наскальная роспись, и клинопись, и использование бересты, и, наконец, появление бумаги и современных алфавитов.
Труд древнего человека представлял собой в основном физическую деятельность с минимальным информационным оборотом. Примитивные орудия труда и технологии не требовали обработки большого количества информации. Вместе с этим была низка производительность труда.
В условиях когда письменность не имела широкого распространения, единственной формой передачи информации на дальние расстояния была вещественная форма. Информация овеществлялась и в качестве товара транспортировалась на дальние расстояния.
Но в средние века вместе с развитием книгопечатания произошла революция. Книгопечатание ускорило распространение письменности. Умение читать и писать постепенно распространялось в широких слоях общества. И только тогда происходят первые изменения в процессе труда. Усложняются технологии. Происходит отделение интеллектуальной и физической деятельности. Развивается специализация производства. И поскольку основным условием развития специализации является большие объемы производства, то получает развитие товарный обмен.
Все эти этапы развития человечества не были особенно ощутимыми до тех пор, пока способность воспринимать и передавать информацию в письменной форме была уделом немногих. Только с появлением книгопечатания стало распространяться образование и информация стала набирать силу и вес в обществе. И это сопровождалось ускорением темпов развития экономики. Промышленная революция в странах Западной Европы стала следствием развития информационного обмена в форме книгопечатания, средств массовой информации и повышения образовательного уровня населения.
По мере расширения информационного оборота за счет все большего распространения грамотности и появления газет как способа передачи информации происходят постепенные изменения в процессе труда. Возрастает доля интеллектуальной деятельности. Взрыв изменений приходится на период после появления радиотрансляции. Это период не только изменения представления, но и период бурного роста производительности труда.
Важнейшим следствием индустриального этапа развития общества является то, что посредством товарного производства все страны мира были связаны информационными каналами в единый мировой хозяйственный механизм. Но вместе с этим происходит неизбежная интеграция разрозненных социальных систем в единую общечеловеческую цивилизацию.
|